Начало работы с языком C

Download c eBook

замечания

C - универсальный, императивный язык программирования, поддерживающий структурированное программирование, лексическую переменную область и рекурсию, а система статического типа предотвращает многие непреднамеренные операции. По дизайну C предоставляет конструкции, которые эффективно сопоставляются с типичными машинными инструкциями, и поэтому он нашел долгосрочное применение в приложениях, которые ранее были закодированы на языке ассемблера, включая операционные системы, а также различное прикладное программное обеспечение для компьютеров от суперкомпьютеров до встроенных систем ,

Несмотря на свои низкоуровневые возможности, язык был разработан для поощрения кросс-платформенного программирования. Стандартно-совместимая и портативно написанная программа C может быть скомпилирована для очень широкого спектра компьютерных платформ и операционных систем с небольшими изменениями в ее исходном коде. Язык стал доступен на очень широком спектре платформ - от встроенных микроконтроллеров до суперкомпьютеров.

C был первоначально разработан Деннисом Ричи в период с 1969 по 1973 год в Bell Labs и использовался для повторной реализации операционных систем Unix . С тех пор он стал одним из наиболее широко используемых языков программирования всех времен, причем компиляторы C из разных поставщиков доступны для большинства существующих компьютерных архитектур и операционных систем.

Общие компиляторы

Процесс компиляции программы C отличается между компиляторами и операционными системами. Большинство операционных систем поставляются без компилятора, поэтому вам придется его установить. Некоторые общие варианты компиляторов:

Следующие документы должны дать вам хороший обзор о том, как начать работу с использованием нескольких наиболее распространенных компиляторов:

Поддержка версии компилятора C

Обратите внимание, что компиляторы имеют различные уровни поддержки для стандартного C, многие из которых еще не полностью поддерживают C99. Например, с момента выпуска в 2015 году MSVC поддерживает большую часть C99, но все же имеет некоторые важные исключения для поддержки самого языка (например, препроцессинг кажется несоответствующим) и для библиотеки C (например, <tgmath.h> ), а также они обязательно документируют свои «варианты, зависящие от реализации». В Википедии есть таблица, показывающая поддержку, предлагаемую некоторыми популярными компиляторами.

Некоторые компиляторы (особенно GCC) предлагали или продолжают предлагать расширения для компилятора, которые реализуют дополнительные функции, которые производители компиляторов считают необходимыми, полезными или верят, могут стать частью будущей версии C, но в настоящее время они не являются частью любого стандарта C. Поскольку эти расширения специфичны для компилятора, их можно считать несовместимыми, а разработчики компилятора могут удалить или изменить их в более поздних версиях компилятора. Использование таких расширений обычно можно контролировать с помощью флагов компилятора.

Кроме того, у многих разработчиков есть компиляторы, которые поддерживают только определенные версии C, налагаемые средой или платформой, на которую они нацелены.

При выборе компилятора рекомендуется выбрать компилятор, который наилучшим образом поддерживает последнюю версию C, разрешенную для целевой среды.

Стиль кода (вне темы здесь):

Поскольку пробел в C невелик (то есть он не влияет на работу кода), программисты часто используют пробел, чтобы сделать код более понятным и понятным, это называется стилем кода . Это набор правил и рекомендаций, используемых при написании исходного кода. Он охватывает такие проблемы, как то, как строки должны быть отступом, должны ли использоваться пробелы или вкладки, как должны быть размещены фигурные скобки, как пространства должны использоваться вокруг операторов и скобок, как переменные должны быть названы и так далее.

Стиль кода не покрывается стандартом и в основном основан на мнениях (разные люди находят разные стили более легкими для чтения), поэтому он обычно считается вне темы на SO. Превосходный совет по стилю в собственном коде состоит в том, что последовательность является первостепенной - выбирайте или создавайте стиль и придерживайтесь его. Достаточно пояснить, что в общем использовании существуют разные именованные стили, которые часто выбирают программисты, а не создают их собственный стиль.

Некоторые общие стили отступа: стиль K & R, стиль Allman, стиль GNU и так далее. Некоторые из этих стилей имеют разные варианты. Например, Allman используется как обычный Allman или популярный вариант Allman-8. Информацию о некоторых популярных стилях можно найти в Википедии . Такие имена стиля берутся из стандартов, которые авторы или организации часто публикуют для использования многими людьми, способствующими их коду, чтобы каждый мог легко прочитать код, когда он знает стиль, например, руководство по форматированию GNU, которое составляет часть документ стандартов кодирования GNU .

Некоторые общие соглашения об именах: UpperCamelCase, lowerCamelCase, lower_case_with_underscore, ALL_CAPS и т. Д. Эти стили объединяются различными способами для использования с разными объектами и типами (например, макросы часто используют стиль ALL_CAPS)

Стиль K & R обычно рекомендуется для использования в документации SO, тогда как более эзотерические стили, такие как Pico, обескуражены.

Библиотеки и API, не охваченные стандартом C (и, следовательно, не относящиеся к теме):

Версии

Версия стандарт Дата публикации
К & Р н / 1978-02-22
C89 ANSI X3.159-1989 1989-12-14
C90 ISO / IEC 9899: 1990 1990-12-20
C95 ISO / IEC 9899 / AMD1: 1995 1995-03-30
C99 ISO / IEC 9899: 1999 1999-12-16
C11 ISO / IEC 9899: 2011 2011-12-15

Привет, мир

Чтобы создать простую программу на C, которая выводит на экран «Hello, World» , используйте текстовый редактор для создания нового файла (например, hello.c - расширение файла должно быть .c ), содержащее следующий исходный код:

Привет

#include <stdio.h>

int main(void)
{
    puts("Hello, World");
    return 0;
}
 

Демо-версия Live на Coliru

Давайте посмотрим на эту простую программу за строкой

int main(void)
 

Эта строка сообщает компилятору включить в стандартный stdio.h содержимое стандартного файла stdio.h библиотеки. Заголовки обычно представляют собой файлы, содержащие объявления функций, макросы и типы данных, и вы должны включать заголовочный файл перед их использованием. Эта строка включает stdio.h поэтому она может вызывать функцию puts() .

Подробнее о заголовках.

{
    …
}
 

Эта строка начинает определение функции. В нем указано имя функции ( main ), тип и количество ожидаемых аргументов ( void , значение none) и тип значения, возвращаемого этой функцией ( int ). Выполнение программы начинается с функции main() .

    puts("Hello, World");
 

Кудрявые фигурные скобки используются парами, чтобы указать, где начинается и заканчивается блок кода. Их можно использовать многими способами, но в этом случае они указывают, где начинается и заканчивается функция.

    return 0;
 

Эта строка вызывает функцию puts() для вывода текста на стандартный вывод (по умолчанию - экран), за которым следует новая строка. Строка, которая будет выводиться, включена в круглые скобки.

"Hello, World" - это строка, которая будет записана на экран. В C каждое строковое литеральное значение должно быть внутри двойных кавычек "…" .

Подробнее о строках.

В C-программах каждое утверждение должно заканчиваться точкой с запятой (т.е ; ).

gcc hello.c -o hello
 

Когда мы определили main() , мы объявили его как функцию, возвращающую int , то есть нужно вернуть целое число. В этом примере мы возвращаем целочисленное значение 0, которое используется для указания успешного выхода программы. После return 0; , процесс выполнения завершится.

Редактирование программы

Простые текстовые редакторы включают vim или gedit в Linux или Notepad в Windows. Кросс-платформенные редакторы также включают Visual Studio Code или Sublime Text .

Редактор должен создавать текстовые текстовые файлы, а не RTF или другой другой формат.

Компиляция и запуск программы

Для запуска программы этот исходный файл ( hello.c ) сначала необходимо скомпилировать в исполняемый файл (например, hello в системе Unix / Linux или hello.exe в Windows). Это делается с использованием компилятора для языка C.

Подробнее о компиляции

Компилировать с использованием GCC

GCC (сборник компиляторов GNU) - широко используемый компилятор C. Чтобы использовать его, откройте терминал, используйте командную строку, чтобы перейти к местоположению исходного файла, а затем запустите:

gcc -Wall -Wextra -Werror -o hello hello.c
 

Если в исходном коде ( hello.c ) не обнаружены ошибки, компилятор создаст двоичный файл , имя которого задается аргументом в параметре командной строки -o ( hello ). Это окончательный исполняемый файл.

Мы также можем использовать параметры предупреждения -Wall -Wextra -Werror , которые помогают выявлять проблемы, которые могут привести к сбою программы или возникновению неожиданных результатов. Они не нужны для этой простой программы, но это способ их добавления:

clang -Wall -Wextra -Werror -o hello hello.c
 

Использование компилятора clang

Чтобы скомпилировать программу, используя clang вы можете использовать:

cl hello.c
 

По дизайну параметры командной строки clang аналогичны параметрам GCC.

Использование компилятора Microsoft C из командной строки

При использовании компилятора Microsoft cl.exe в системе Windows, которая поддерживает Visual Studio, и если все переменные среды установлены, этот пример C может быть скомпилирован с использованием следующей команды, которая приведет к выполнению исполняемого файла hello.exe в каталоге, в котором выполняется команда (Существуют опции предупреждения, такие как /W3 для cl , примерно аналогичные -Wall т. Д. Для GCC или clang).

#include <stdio.h>
 

Выполнение программы

После компиляции двоичный файл может быть выполнен, введя ./hello в терминал. После выполнения скомпилированная программа напечатает Hello, World , а затем новую строку, в командной строке.

Оригинал «Привет, мир!» в K & R C

Ниже приводится оригинал «Hello, World!». программа из книги «Язык программирования C » Брайана Кернигана и Денниса Ричи (Ritchie был оригинальным разработчиком языка программирования C в Bell Labs), называемым «K & R»:

К & Р
#include <stdio.h>

main()
{
    printf("hello, world\n");
}
 

Обратите внимание, что язык программирования C не был стандартизован во время написания первого издания этой книги (1978) и что эта программа, вероятно, не будет компилироваться на большинстве современных компиляторов, если они не будут проинструктированы принять код C90.

Этот самый первый пример в книге K & R теперь считается некачественным, отчасти потому, что ему не хватает явного типа возврата для main() а частично потому, что ему не хватает оператора return . Второе издание книги было написано для старого стандарта C89. В C89 тип main будет по умолчанию для int , но пример K & R не возвращает определенное значение в среду. В стандартах C99 и более поздних версиях требуется тип возврата, но безопасно исключить оператор return main (и только main ) из-за специального случая, введенного с C99 5.1.2.2.3, - это эквивалентно возврату 0 , что указывает на успех.

Рекомендуемая и наиболее переносимая форма main для размещенных систем - int main (void) когда программа не использует аргументы командной строки или int main(int argc, char **argv) когда программа использует аргументы командной строки.


C90 §5.1.2.2.3 Окончание программы

Возврат от начального вызова к main функции эквивалентен вызову функции exit со значением, возвращаемым main функцией в качестве аргумента. Если main функция выполняет возврат, который не задает значения, статус завершения, возвращаемый в среду хоста, не определен.

C90 §6.6.6.4 Оператор return

Если выполняется оператор return без выражения, а значение вызова функции используется вызывающим, поведение не определено. Достижение } которое завершает функцию, эквивалентно выполнению оператора return без выражения.

C99 §5.1.2.2.3 Окончание программы

Если тип возврата main функции является типом, совместимым с int , возврат от начального вызова к main функции эквивалентен вызову функции exit со значением, возвращаемым main функцией в качестве аргумента; достигая } который завершает main функцию, возвращает значение 0. Если тип возврата несовместим с int , статус завершения, возвращаемый в среду хоста, не указан.

Stats

4443 Contributors: 67
Thursday, July 27, 2017
Лицензировано согласно: CC-BY-SA

Не связан с Stack Overflow
Rip Tutorial: info@zzzprojects.com

Скачать книгу

Stats

4443 Contributors: 67
2017-07-27
Licensed under: CC-BY-SA

Not affiliated with Stack Overflow
Rip Tutorial: info@zzzprojects.com

Download eBook

Getting started with C Language

Download c eBook

Remarks

C is a general-purpose, imperative computer programming language, supporting structured programming, lexical variable scope and recursion, while a static type system prevents many unintended operations. By design, C provides constructs that map efficiently to typical machine instructions, and therefore it has found lasting use in applications that had formerly been coded in assembly language, including operating systems, as well as various application software for computers ranging from supercomputers to embedded systems.

Despite its low-level capabilities, the language was designed to encourage cross-platform programming. A standards-compliant and portably written C program can be compiled for a very wide variety of computer platforms and operating systems with few changes to its source code. The language has become available on a very wide range of platforms, from embedded microcontrollers to supercomputers.

C was originally developed by Dennis Ritchie between 1969 and 1973 at Bell Labs and used to re-implement the Unix operating systems. It has since become one of the most widely used programming languages of all time, with C compilers from various vendors available for the majority of existing computer architectures and operating systems.

Common Compilers

The process to compile a C program differs between compilers and operating systems. Most operating systems ship without a compiler, so you will have to install one. Some common compilers choices are:

The following documents should give you a good overview on how to get started using a few of the most common compilers:

Compiler C version Support

Note that compilers have varying levels of support for standard C with many still not completely supporting C99. For example, as of the 2015 release, MSVC supports much of C99 yet still has some important exceptions for support of the language itself (e.g the preprocessing seems non-conformant) and for the C library (e.g. <tgmath.h>), nor do they necessarily document their "implementation dependent choices". Wikipedia has a table showing support offered by some popular compilers.

Some compilers (notably GCC) have offered, or continue to offer, compiler extensions that implement additional features that the compiler producers deem necessary, helpful or believe may become part of a future C version, but that are not currently part of any C standard. As these extensions are compiler specific they can be considered to not be cross-compatible and compiler developers may remove or alter them in later compiler versions. The use of such extensions can generally be controlled by compiler flags.

Additionally, many developers have compilers that support only specific versions of C imposed by the environment or platform they are targeting.

If selecting a compiler, it is recommended to choose a compiler that has the best support for the latest version of C allowed for the target environment.

Code style (off-topic here):

Because white space is insignificant in C (that is, it does not affect the operation of the code), programmers often use white space to make the code easier to read and comprehend, this is called the code style. It is a set of rules and guidelines used when writing the source code. It covers concerns such as how lines should be indented, whether spaces or tabs should be used, how braces should be placed, how spaces should be used around operators and brackets, how variables should be named and so forth.

Code style is not covered by the standard and is primarily opinion based (different people find different styles easier to read), as such, it is generally considered off-topic on SO. The overriding advice on style in one's own code is that consistency is paramount - pick, or make, a style and stick to it. Suffice it to explain that there are various named styles in common usage that are often chosen by programmers rather than creating their own style.

Some common indent styles are: K & R style, Allman style, GNU style and so on. Some of these styles have different variants. Allman, for example, is used as either regular Allman or the popular variant, Allman-8. Information on some of the popular styles may be found on Wikipedia. Such style names are taken from the standards the authors or organizations often publish for use by the many people contributing to their code, so that everyone can easily read the code when they know the style, such as the GNU formatting guide that makes up part of the GNU coding standards document.

Some common naming conventions are: UpperCamelCase, lowerCamelCase, lower_case_with_underscore, ALL_CAPS, etc. These styles are combined in various ways for use with different objects and types (e.g., macros often use ALL_CAPS style)

K & R style is generally recommended for use within SO documentation, whereas the more esoteric styles, such as Pico, are discouraged.

Libraries and APIs not covered by the C Standard (and therefore being off-topic here):

Versions

VersionStandardPublication Date
K&Rn/a1978-02-22
C89ANSI X3.159-19891989-12-14
C90ISO/IEC 9899:19901990-12-20
C95ISO/IEC 9899/AMD1:19951995-03-30
C99ISO/IEC 9899:19991999-12-16
C11ISO/IEC 9899:20112011-12-15

Hello World

To create a simple C program which prints "Hello, World" on the screen, use a text editor to create a new file (e.g. hello.c — the file extension must be .c) containing the following source code:

hello.c

#include <stdio.h>

int main(void)
{
    puts("Hello, World");
    return 0;
}

Live demo on Coliru

Let's look at this simple program line by line

#include <stdio.h>

This line tells the compiler to include the contents of the standard library header file stdio.h in the program. Headers are usually files containing function declarations, macros and data types, and you must include the header file before you use them. This line includes stdio.h so it can call the function puts().

See more about headers.

int main(void)

This line starts the definition of a function. It states the name of the function (main), the type and number of arguments it expects (void, meaning none), and the type of value that this function returns (int). Program execution starts in the main() function.

{
    …
}

The curly braces are used in pairs to indicate where a block of code begins and ends. They can be used in a lot of ways, but in this case they indicate where the function begins and ends.

    puts("Hello, World");

This line calls the puts() function to output text to standard output (the screen, by default), followed by a newline. The string to be output is included within the parentheses.

"Hello, World" is the string that will be written to the screen. In C, every string literal value must be inside the double quotes "…".

See more about strings.

In C programs, every statement needs to be terminated by a semi-colon (i.e. ;).

    return 0;

When we defined main(), we declared it as a function returning an int, meaning it needs to return an integer. In this example, we are returning the integer value 0, which is used to indicate that the program exited successfully. After the return 0; statement, the execution process will terminate.

Editing the program

Simple text editors include vim or gedit on Linux, or Notepad on Windows. Cross-platform editors also include Visual Studio Code or Sublime Text.

The editor must create plain text files, not RTF or other any other format.

Compiling and running the program

To run the program, this source file (hello.c) first needs to be compiled into an executable file (e.g. hello on Unix/Linux system or hello.exe on Windows). This is done using a compiler for the C language.

See more about compiling

Compile using GCC

GCC (GNU Compiler Collection) is a widely used C compiler. To use it, open a terminal, use the command line to navigate to the source file's location and then run:

gcc hello.c -o hello

If no errors are found in the the source code (hello.c), the compiler will create a binary file, the name of which is given by the argument to the -o command line option (hello). This is the final executable file.

We can also use the warning options -Wall -Wextra -Werror, that help to identify problems that can cause the program to fail or produce unexpected results. They are not necessary for this simple program but this is way of adding them:

gcc -Wall -Wextra -Werror -o hello hello.c

Using the clang compiler

To compile the program using clang you can use:

clang -Wall -Wextra -Werror -o hello hello.c

By design, the clang command line options are similar to those of GCC.

Using the Microsoft C compiler from the command line

If using the Microsoft cl.exe compiler on a Windows system which supports Visual Studio and if all environment variables are set, this C example may be compiled using the following command which will produce an executable hello.exe within the directory the command is executed in (There are warning options such as /W3 for cl, roughly analogous to -Wall etc for GCC or clang).

cl hello.c

Executing the program

Once compiled, the binary file may then be executed by typing ./hello in the terminal. Upon execution, the compiled program will print Hello, World, followed by a newline, to the command prompt.

Original "Hello, World!" in K&R C

The following is the original "Hello, World!" program from the book The C Programming Language by Brian Kernighan and Dennis Ritchie (Ritchie was the original developer of the C programming language at Bell Labs), referred to as "K&R":

K&R
#include <stdio.h>

main()
{
    printf("hello, world\n");
}

Notice that the C programming language was not standardized at the time of writing the first edition of this book (1978), and that this program will probably not compile on most modern compilers unless they are instructed to accept C90 code.

This very first example in the K&R book is now considered poor quality, in part because it lacks an explicit return type for main() and in part because it lacks a return statement. The 2nd edition of the book was written for the old C89 standard. In C89, the type of main would default to int, but the K&R example does not return a defined value to the environment. In C99 and later standards, the return type is required, but it is safe to leave out the return statement of main (and only main), because of a special case introduced with C99 5.1.2.2.3 — it is equivalent to returning 0, which indicates success.

The recommended and most portable form of main for hosted systems is int main (void) when the program does not use any command line arguments, or int main(int argc, char **argv) when the program does use the command line arguments.


C90 §5.1.2.2.3 Program termination

A return from the initial call to the main function is equivalent to calling the exit function with the value returned by the main function as its argument. If the main function executes a return that specifies no value, the termination status returned to the host environment is undefined.

C90 §6.6.6.4 The return statement

If a return statement without an expression is executed, and the value of the function call is used by the caller, the behavior is undefined. Reaching the } that terminates a function is equivalent to executing a return statement without an expression.

C99 §5.1.2.2.3 Program termination

If the return type of the main function is a type compatible with int, a return from the initial call to the main function is equivalent to calling the exit function with the value returned by the main function as its argument; reaching the } that terminates the main function returns a value of 0. If the return type is not compatible with int, the termination status returned to the host environment is unspecified.